Швы в бетонных полах

Бетон в стяжке пола, равно как и любой цементобетон – хрупкий материал, не способный к пластическим деформациям. Под воздействием внутренних напряжений, возникающих при твердении или перепаде температур, бетон трескается, как стекло. Для того чтобы ограничить растрескивание бетонного пола и контролировать появление трещин, необходимо качественно обустраивать деформационные швы.
Типы швов

При технологии устройства бетонных полов можно выделить 3 типа швов:

  • Изоляционные
  • Усадочные или деформационные или дефшвы. В литературе по бетонным полам встречаются все названия, характеризующие один тип швов.
  • Конструкционные

Все эти швы являются деформационными или дефшвами.

Изоляционные швы

Различные типы швов в бетонных полах

Рис №1.Типичные случаи возникновения трещин

Изоляционные швы обустраиваются в местах примыкания будущего пола к стенам, колоннам и фундаментам под оборудование. Изоляционный шов позволяет другим конструктивным элементам здания, таким как стены, «работать» независимо от стяжки. Мы как бы «отрезаем» новый бетонный пол от существующих конструкций, позволяем твердеть и усаживаться бетону независимо от прочих элементов здания. Если бетонный пол будет иметь жесткое сцепление с существующим элементом здания, то они практически наверняка треснет. Появление трещины, проходящей через середину комнаты или посередине между стеной и колонной, стеной и фундаментом под оборудование наверняка обусловлено отсутствием на данном объекте изоляционного шва. На рис №1 приведены типичные случаи возникновения такого рода трещин.

Основным материалом для устройства таких швов служит вспененный полиэтилен прямоугольного сечения толщиной 10-15 мм. Перед началом бетонирования необходимо нарезать изоляционный материал полосами шириной превышающей на 100-150 мм предполагаемую толщину стяжки. Ширину полосы следует увеличить на 500 мм, если есть необходимость укрыть стену, колонну или фундамент от попадания частиц бетона при операции затирки. Далее закрепляем изоляционный материал на конструктивных элементах малярным скотчем. Изоляционный шов готов. После окончания полного цикла работ по устройству бетонного пола, аккуратно срезаем «лишний» изоляционный материал заподлицо с поверхностью бетонного пола.

Усадочные швы

Усадочные швы обустраиваются во избежание хаотичного трещинообразования бетонной стяжки путем создания прямых плоскостей слабины. Бетон во время твердения усаживается неравномерно: верхняя часть усаживается быстрее нижней. Края стяжки «приподнимаются» над центром, стяжка стремится «завернуться». Образующиеся в результате внутренние напряжения приводят к образованию трещин.
Устраивая усадочный шов, мы как бы «показываем» бетону в каком месте необходимо треснуть.

Наиболее популярным способом устройства усадочных швов является пропил бетонной стяжки на 1/3 толщины после 24-72 часов после укладки. Ранее 24 часов прорезать шов не рекомендуется из-за неизбежного в таких случаях разрушения кромки пропила, а позже 72 часов прорезка шва становится практически бессмысленной из-за того, что усадочные процессы уже привели к образованию микротрещин в толщине стяжки, и выполненный пропил практически не повлияет на место и характер появившихся трещин. Пропил или прорезка усадочных швов осуществляется специальным оборудованием – резчиком швов (шоврезчиком), с использованием диска с алмазным напылением. Ширина диска должна быть в пределах 3-4 мм, диаметр 300-450 мм. Т.к. усадочные швы прорезаются только на 1/3 стяжки, что приводит получению пропила глубиной максимум 60-70 мм, диаметр диска ограничивается исключительно параметрами резчика.

Усадочные швы нарезаются по осям колонн и стыкуются с вершинами ромба из швов, которым обходится колонна (см. рис №2).

Обход колонны «ромбом» необходим для исключения образования трещин, идущих из углов колонны, имеющей квадратную или прямоугольную форму. При обходе колонны «ромбом» из усадочных швов необходимо следить за глубиной пропила в вершинах ромба, т.к. из-за того, что диск имеет круглую форму, пропилить на требуемую глубину участок, близкий к вершине, не всегда удается. В таких случаях допускается доведение пропила от стены или другой колонны непосредственно через вершину «ромба» до текущей колонны. Традиционно для получения ровного пропила под усадочный шов строительными бригадами используется метод «отбивания» линии намеленной веревкой. Это позволяет очень точно «попасть» по линии соединяющей оси колонн. Важность попадания строго в эту линию обусловлена тем, что в противном случае красиво устроенный шов не поможет избежать появления трещины, которая пройдет аккурат по линии осей колонн (см. рис №3).

Рекомендация эксперта: В закрытых помещениях небольшой площади в плане “нарезки” швов следует избегать острых углов (намного менее прямого угла). Острые углы при нарезке швов приводят к выкрашиванию шва.

Рис.№2. Усадочные швы нарезаются по осям колонн и стыкуются с вершинами ромба из швов, которым обходится колонна

Нарезать усадочные швы необходимо «картами» квадратной или прямоугольной формы, но с соотношением большей стороны к меньшей не более 1,5. Общая площадь карты не должна быть больше 40 кв. м. Усадочные швы должны быть прямыми и не иметь ответвлений.

Заполнение усадочных швов осуществляется по прошествии не менее 3 недель с момента укладки бетона. Это связано с тем, что лишь по прошествии 28 дней влажность бетона W соответствует условия нанесения герметика, а именно W<=4%.

Перед заполнением шов необходимо очистить от грязи и пыли путем продувки его сжатым воздухом. Основная часть пропила (кроме 10 мм в верхней части) заполняется вспененным полиэтиленом круглого сечения с диаметром на 3-5% превышающим ширину диска, использовавшегося для прорезки. Оставшиеся 10 мм заполняются герметиком с твердостью по Шору 40-50 единиц.

Усадочные швы, заполненные герметиком

Рис.№3. Трещины прошедшие по линии, соединяющей оси колонн

«Мертво» сцепляясь с краями пропила, герметик позволяет стяжке двигаться как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении, а указанная твердость не позволят герметику деформироваться под действием практически любых нагрузок на поверхность бетонного пола. Для заполнения усадочных швов, в последнее время наибольшее распространение получили однокомпонентные полиуретановые герметики.

Конструкционные швы

Конструкционные швы необходимо устраивать в местах стыковки бетона разного возраста (разного времени укладки). Конструкционный шов в каком-то смысле напоминает изоляционный шов, т.к. обеспечивает неконтакт двух конструкций с бетоном разного возраста. При устройстве бетонных полов практически не встречается случаев, когда укладка бетона осуществляется без остановок от начала “поляны” до ее окончания. На большинстве объектов бывают технологические перерывы (например, для подготовки очередного участка заливки) длительностью более 1го дня. За это время уже уложенный бетон успевает набрать некоторую прочность и дать усадку. В месте стыковки такого бетона со свежеуложенным бетоном необходимо устроить конструкционный шов. Типичными способами устройства конструкционных швов являются «шип в паз» (рис №4) и «шпилька».

Рис.№4. Шов “Шип в паз” (слева) и “Шпилечный” шов.

Шпилечный шов

Наибольшее распространение получил «шпилечный» шов. Он обеспечивает удержание двух краев шва на одном уровне в момент проезда по шву колеса. На первом этапе устройства «шпилечного» шва, в свежеуложенный бетон, через специальные отверстия в опалубке «втыкаются» стержни-шпильки из гладкой арматуры диаметром 18-20 мм и длиной 300-400 мм, покрытые маслом или другим веществом, препятствующим сцеплению арматуры с бетоном. Вне бетона должна остаться примерно половина длины шпильки. На следующий день необходимо вытащить шпильку из уже схватившегося бетона (масло на поверхности шпильки должно значительно облегчить данную операцию), и… вставить обратно в бетон, прокрутить несколько раз в разных направлениях в полученном отверстии. Т.о., мы получим шпильку, свободно двигающуюся в одной из карт. После приема бетона в соседнюю карту, его схватывания и твердения, второй конец нашей шпильки окажется «жестко защемленным». Свободный второй конец шпильки обеспечит горизонтальные подвижки, а нахождение шпильки одновременно в двух картах не даст возможности вертикальным смещениям карт при проезде колесного транспорта через шов.

Устройство конструкционных швов

В верхней части полученного конструкционного шва необходимо прорезать канавку глубиной 5-6 мм и с углом 45 градусов к вертикальной оси шва с каждой стороны (см. рис №4) и через 21 день после укладки бетона заполнить герметиком с твердостью по Шору 40-50.Данная канавка позволит не только облагородить трещину, которая возникнет на стыке бетона разного возраста, но и поддержит шов при горизонтальных деформациях.

Швы в бетонных полах: 2 комментария

Добавить комментарий